котел

Какие бывают котлы?

Предмет, который должен быть у каждой домашней ведьмы, — это котел. На протяжении веков котел ассоциировался с очагом, в символическом и практическом понимании. Он воплощает множество целей и направлений, играющих важную роль в магии домашнего очага: изобилие, питание, духовное восстановление, самоанализ, мудрость, и это далеко не все.

Котлы в мифологии

Котлы занимают важное место в мифологии, особенно кельтской. В мифах котел рассматривается как замкнутое, контролируемое пространство для трансформации. Используемый в качестве ритуального сосуда, котел становится средоточием преобразующих энергий. Он олицетворяет как исходную точку, так и конечную цель, и ассоциируется с мудростью, изменением, путешествием в неизвестность или перерождением. Он может символизировать самое невероятное!

Котел также дает и мудрость, и пищу. Тут прослеживается четкая параллель: мудрость питает дух, а пищу — тело; взаимодействие этих двух элементов рождает гармонию.

Свойства различных мифологических котлов, как правило, перекликаются, поскольку первоисточник общий. Вот почему встречаются упоминания о котлах, которые и исцеляют, и кормят, и умножают знания — всё и сразу.

КОТЕЛ КЕРИДВЕН

Керидвен — валлийская богиня зерна и прорицания, обычно изображается как темная старица. Она хранит котел потустороннего вдохновения и божественной мудрости. Самый известный миф о нем связан с историей рождения Талиесина, одного из величайших кельтских бардов. Керидвен поручила своему сыну Гвиону Баху мешать зелье, которое должно было вариться в котле год и один день.

Готовое зелье она собиралась дать другому своему сыну, чтобы даровать ему знание обо всем прошлом, настоящем и будущем. В последний день три горячие капли попали на палец Гвиону Баху, и он инстинктивно поднес его ко рту, чтобы подуть на обожженное место. Так сида зелья передалась младшему сыну, а остальная часть напитка стала бесполезной. Мальчик понял, что Керидвен захочет наказать его и будет преследовать, поэтому, спасаясь бегством, он превратился в зайца, потом в рыбу, а затем в зернышко пшеницы. В погоне за ним Керидвен тоже трансформировалась: сначала в борзую, потом в выдру, и, наконец, в курицу, которая и склевала зерно. Однако вскоре Керидвен обнаружила, что беременна, и родила Гвиона снова. Она зашила его в кожаную сумку и бросила в море, где его подобрал рыбак, назвавший мальчика Талиесин — в переводе с валлийского «сияющее чело» — за его белый лоб.

КОТЕЛ ДАГДЫ

Дагда — отец и бог плодоролия ирланского племени Туата Де Дананн. Его котел назывался Ундри и считался неисчерпаемым источником пищи, способным накормить целую армию. С котлом Дагды связано поверье, что «от него никто не уйдет голодным», которое отлично вписывается в концепцию домашнего очага и гостеприимства. В некоторых версиях мифов о Дагде котел каждому давал пищу в соответствии с его заслугами. В других вариантах котел обладал силой исцелять от болезней.

Будучи символом гостеприимства, котел Дагды вместе с тем считался хранилищем пылающего копья Луга, одного из четырех сокровищ племени Туата Де Дананн. Котел Дагды в этой паре символизирует умиротворение и покой, а его содержимое — опасность и воинственность.

КОТЕЛ МЕДЕИ

Согласно древнегреческим мифам, Медея была волшебницей. Когда Ясон прибыл в Колхиду в поисках золотого руна, Медея, дочь колхидского царя Ээта, у которого хранилось руно, влюбилась в Ясона и пообещала помочь ему, если он женится на ней и заберет с собой. Ясон согласился и при поддержке Медеи прошел все испытания, которым подверг его царь Колхиды. После ряда злоключений они добрались до города Иолка, в котором правил узурпатор Пелий, дядя Ясона. Медея обманула его дочерей, сказав им, что может делать людей молодыми, расчленяя их, бросая в котел, а потом воскрешая. Она убивала старую козу или овцу, кидала куски мяса в котел, наполненный травами и волшебным зельем. Из котла выпрыгивал живой козленок или ягненок. Дочери согласились проделать то же самое со своим отцом, но на сей раз в котле у Медеи была вода и несколько простых травок. Дочери убили Пелия и бросили куски его тела в котел. Но без особого зелья Медеи и других необходимых приготовлений ничего не вышло. Пелий был мертв.

Позднее по просьбе Ясона Медея вернула молодость его отцу — Эсону. Для проведения обряда она смешала травы, цветы, семена, камни, песок, иней и внутренние органы животных, известных своей силой, энергией и долголетием. Когда на оливковой ветви, которой она мешала зелье, появились листья и плоды, Медея поняла, что отвар готов. Она перерезала горло старику, чтобы вытекла вся кровь, а затем влила зелье ему в рот и в рану на горле. Он воскрес, помолодев на сорок лет.

Медея была внучкой Гелиоса, бога солнца, а также племянницей колдуньи Цирцеи. Но, наверное, самое главное — она была жрицей Гекаты, богини подземного мира, и именно у нее почерпнула свою силу. Котел являлся ключевым элементом омолаживающей магии Медеи, что указывает на его принадлежность к традиции воскресающих котлов.

КОТЕЛ БРАНА

Валлийская мифология донесла до нас миф о котле Брана Благословенного, известном как котел Возрождения. Бран Благословенный подарил его в знак примирения своему новоявленному зятю Матолху, королю Ирландии, за которого вышла замуж сестра Брана — Бранвен — из-за того, что Эфнисин, единокровный брат Брана, в гневе покалечил лошадей короля. Котел считался частью приданного Бранвен и уехал вместе с молодоженами в Ирландию.

Котел Брана был наделен способностью воскрешать мертвых. Человек, которого погружали в котел, на следующий день возвращался к жизни в прекрасной физической форме, но не мог говорить. Побывав в земле мертвых, он не смел рассказывать живым о том, что там видел. К несчастью для Брана, котел использовали против него же и его людей, когда позже они воевали с ирландцами: король Ирландии неоднократно воскрешал своих убитых воинов и возвращал их в бой. В конце концов единокровный брат Брана сломал котел, пожертвовав своей жизнью.

Говорят, что родиной котла была Ирландия, так как его нашли под одним из местных озер. Этим еще раз подтверждается связь с традицией перевоплощения: котел, как и озеро, является местом связи или взаимодействия между миром людей и потусторонним миром.

КОТЕЛ АННУНА

Поиски котла Аннуна описаны в валлийской поэме «Сокровища Аннуна» (Preiddeu Annwn) из древней книги Талиесина, датируемой XI-XII веками. Аннун — валийский вариант потустороннего мира, мир мертвых. В этой поэме король Артур и его спутники отправляются в Каэр Сиди, крепость на острове, который находится во власти правителя Аннуна. То есть, по сути, они отправляются с мир мертвых в поисках котла, принадлежащего повелителю смерти. Котел, украшенный изображениями цветов и усыпанный жемчугом или бриллиантами, охраняют девять дев, охлаждая его своим чистым дыханием. Одним из магических свойств этого котла было то, что он не варил еду для трусов и клятвопреступников. Он оказался так хорошо защищен, что из похода удалось вернуться только Артуру и шести его спутникам. Они заполучили котел, но ценой больших жертв.

Котел Повелителя смерти можно сравнить с котлом Брана Благословенного, способного омолаживать или возвращать к жизни.

КОТЕЛ БРИГИТЫ

Говорят, что у ирландской богини Бригиты (Брид в Шотландии и Бригантии в Британии) тоже был котел. Таким образом получили свое логическое развитие дошедшие до наших дней мифы о ней. Она — богиня не только вдохновения, но и врачевания, ассоциирующегося с водой и колодцами, а также — огня и кузнечного дела. Котел — это символ воды, тесно связанный с очагом и домом, а значит, и с огнем. Кроме того, самим своим появлением котел обязан кузнечному ремеслу.

Бригита — триединая богиня, соединяющая в себе три отдельных божества. Каждое из них зовется так же и отвечает за свое дело: врачевание, поэзию и кузнечное ремесло. У покровительницы кузнечного ремесла было еще одно имя — Бегойбн, или женщина-кузнец. Говорят, что ее кузня находилась в Ирландии под Кроган-Хилл, где богиня делала котлы, в которых хранилось будущее.

ОДРЁРИР, СКАНДИНАВСКИЙ КОТЕЛ ВДОХНОВЕНИЯ

В скандинавской мифологии Один пил волшебную кровь из котла, чтобы обрести мудрость. Он превратился в змея, чтобы выпить весь мёд поэзии из котла Одрёрир. Так называется не только сам котел, но и мед поэзии в нем. Младшая Эдда повествует о том, как гномы смешали кровь бога Квасира, изначально созданного из слюны всех богов, и сед в котле Одрёрир. В результате появился напиток; отведав которого, человек превращался в скальда или ученого. Сначала Один предлагал в обмен за мед справедливую плату, но, получив отказ, он обманул хранителей, замаскировался, хитростью добрался до котла и осушил его тремя глотками. Таким образом он стал богом-вдохновителем поэтов, вырвавшим котел из лап ревностно охранявшего его великана Гуттунга. Этим медом также пользовались валькирии, чтобы воскрешать убитых воинов, которых забирали в Вальхаллу.

Медитация на котле

Пусть котел послужит вам точкой концентрации, когда вы произносите молитву или заклинание. Вы можете смотреть в пустую емкость либо наполнить водой и смотреть в нее. Ниже несколько молитв, которыми вы можете начать медитацию или завершить ее. Это всего лишь примеры; не стесняйтесь пользоваться молитвами собственного сочинения.

Прошение котлу об изобилии

Благословенный котел,
Через тебя я призываю Унри,
Великий котел Дагды.
Будь для меня источником изобилия,
Полезной энергии и силы.

Прошение котлу о вдохновении

Благословенный котел,
Через тебя призываю котел Одина.
Будь для меня источником вдохновения,
Чтобы в домашних делах меня направляло
Божественное озарение, помогало чувственное восприятие
И наполняла поэзия.

Прошение котлу о духовном возрождении

Благословенный котел,
Через тебя призываю котел Брана.
Очисти меня от всего ненужного
И даруй мне новое зрение, новое понимание
И новую энергию, чтобы жить своей жизнью.

Молитва котлу о мудрости

Благословенный котел,
Через тебя призываю котел Керидвен.
Будь для меня источником мудрости,
Чтобы я могла хранить мир и гармонию в своем доме,
И чтобы все, переступающие его порог, понимали, что хорошо, а что плохо.
Даруй мне озарение, благословенный котел, и помоги в повседневных решениях.

«House witch: полный путеводитель по магическим практикам для защиты вашего дома, очищения пространства и восстановления сил»
Эрин Мёрфи-Хискок
Эксмо, 2022

Обзор на книгу