«Девчата»
Борис Бедный
Гослитиздат, 1961
С «Девчатами» тот же случай, что и с «Гардемаринами»: фильм культовый, безумно любимый, книга тоже хорошая. Но «Девчатам» повезло больше — сценарий фильма писал сам автор, поэтому в экранизации с героинями обошлись бережно.
Начну с главного: в книге спор между Ильей и Филей произошел не из-за унижения последнего в шашки и производственного соперничества, а из-за того, что Тося Филю-хулигана некрасиво отшила. Филя не хотел умыть Илью, он хотел уничтожить Тосю, а Илья подвернулся под руку. И сам спор был довольно жёсткий. Суровые времена были, но закончилось всё красивей, чем в фильме.
В остальном «Девчата» — это любовный роман, написанный мужчиной. Медленный, детальный и дидактичный. Язык его обаятельный, уютный и простонародный, прилагательное здесь часто следует за существительным.
Будто она и не человек вовсе, а какая-нибудь бессловесная яблоня: календарь показал весну — и, хочешь не хочешь, расцветай!
Все-таки дуры мы, бабы! И курят мужики, и самогон вонючий пьют, а мы их, барбосов, целуем.
Все ребята, как до любви дойдет, — косолапые…
Хороший бухгалтер должен быть в очках, а повар — толстый!
Тося, Катя, Надя, Вера и Анфиса
Персонажи, как водится, в книге и раскрыты поглубже, и расписаны пошире.
Тося родом из Воронежа, на ней — стоптанные башмаки подросткового размера, единственные чулки с пятном от растительного масла, реденький платок. Она очень мелкая, за работой или учебой сочиняет смешные двустишия. В фильме у артистки Румянцевой сюсюкающие интонации и большие распахнутые глаза, в книге Тося наивная, но дикая, гордая и может приложить дерзким словцом. Талантливый кулинар, но когда обижается, что ее работу называют подсобной, готова всё бросить и пойти рубить сучья. Своей искренностью и открытостью запала в души остальным героям. И читателям. Короче, книга «Девчата» – это история Тосиного взросления, раскрашенная вдоль и поперек ее противоречивостью.
У Кати белесые брови. Когда ей кажется, что кто-то рядом превозносит себя, она расстраивается и грубит. Она — простая и верная недалекая девчонка, которая не была нигде, кроме родной деревни. Она выходит замуж за свою первую любовь, и мы понимаем, что она станет образцовой советской гражданкой, проживет счастливую жизнь. Может, они с косолапым Сашкой даже холодильник купят. Образ почти как в фильме, только артистка Овчинникова куда эффектней на вид.
Надя рослая и мрачная, но в ней дремлет сила. Она страдает от своей некрасивости и резко реагирует на Тосины слова о том, что «красота эта ваша как капитализм, один золотые часы выиграл, другой — привет от министерства финансов». Она встречается с Ксан Ксанычем (в книге он не такой противный, но зато гораздо старше), который искренне не понимает причин ее грусти. Надя сноровисто рубит сучья, выбивается в передовики производства и, хоть и беспартийная, попадает на стену почета в один ряд с Ильей.
После того, как Надежда наблюдает за Ильей и Тосей на «камчатке», она порывает с Ксан Ксанычем, сознательно выбирая незамужнюю бездетную жизнь. И топор, то есть карьеру. Но мне все равно показалось, что в ней осталась капелька надежды.
Вера такая же, как в фильме — мама-Вера. Она взрослая, она начитана, она была замужем, пережила предательство и полна неизлитой нежности. Вся ее роль хорошо видна во фрагменте текста ниже, а сам фрагмент отлично иллюстрирует, чем книга лучше фильма.
Тося зажмурилась и заговорила — быстро и горячо, как говорят о давней своей мечте:
— Ты только не смейся. Больше всего в жизни я хотела бы, чтоб у меня старший брат был… Родной старший брат! — Тося зачастила, опасаясь, что ее перебьют и не дадут досказать: — Чтоб и фамилия у него была, как у меня, и отчество, чтоб совсем-совсем родной, понимаешь? И чтоб старший — ну, хотя бы на два годика, а еще лучше — лет на пять… Чтоб он сильный был, умный и все в жизни знал. Чтоб с ним можно было посоветоваться в случае чего и все ему рассказать. Понимаешь: все-все!.. В общем, настоящий старший брат, как у других девчонок бывает… Ты не думай, он у меня как сыр в масле катался бы! Я бы ему рубашки стирала, галстук самый модный с получки купила, обеды из трех блюд готовила. Мы бы с ним вместе в кино ходили, и рано утром я бы его на работу будила!.. И еще… чтоб он не женился и всегда со мной жил. Ну зачем ему жениться? Попадется какая-нибудь модница или вертихвостка, только со мной рассорит… Чтоб его все хулиганы, вроде Фили, боялись и чтоб он на батю нашего был похож — хоть немножко…Тося замолчала и боязливо открыла глаза. Ей показалось вдруг, что она слишком уж размахнулась в несбыточных своих мечтах и безудержно много требует от судьбы. И еще она боялась, что девчата поднимут ее на смех, но никто в комнате не усмехнулся даже, и только Ксан Ксаныч закашлялся ни с того ни с сего. Покореженное войной, детдомовское Тосино детство заглянуло в общежитие — и все вокруг притихли.
— Да-а… — с философической ноткой в голосе сказал Ксан Ксаныч: на правах единственного в комнате мужчины он считал себя обязанным как-то утешить Тосю. — Война, будь она трижды неладна…
Надя дернула его за рукав, — и Ксан Ксаныч сразу прикусил язык. А Вера не выдержала выпытывающего Тосиного взгляда и отвела свои глаза, будто была в чем-то виновата перед Тосей. Ей стало вдруг неловко, точно Тося по девчоночьему своему неведенью нарушила какой-то неписаный житейский закон и распахнула перед ними свою душу гораздо шире, чем повелось между людьми, даже если они живут в одной комнате и испытывают друг к другу взаимную симпатию.
Больше всего Веру поразило, что Тося осмелилась мечтать лишь о брате. Видно, еще в самом раннем детстве она уже настолько свыклась с круглым своим сиротством, что сейчас ей даже в голову не пришло попросить у судьбы отца с матерью и пределом ее мечтаний стал всего лишь старший брат, похожий на отца.
Щурясь от яркого света, Тося стояла перед Вериной койкой. Она не догадывалась, почему это все в комнате напустили вдруг на себя постный вид, как на поминках, и воинственно озиралась по сторонам, готовая дать достойный отпор каждому, кто вздумает неуважительно отозваться о ее несуществующем старшем брате.
Вере показалось вдруг, что ершистая девчонка эта и не подозревает даже, чего недодала ей жизнь. Она приподнялась на койке, рывком притянула к себе упирающуюся Тосю и с никогда прежде не испытанной ею сладкой, почти материнской болью в сердце стиснула хрупкие Тосины плечи и зарылась подбородком в мягких ее волосах, от которых шел резкий и чуждый запах Анфисиного одеколона.
— Пусти, вот сумасшедшая! — крикнула Тося, вырываясь из непрошеных объятий. — Я по-хорошему, а ты…
Тигренком отскочила она от Вериной койки, азартно вскинула руку.
— Если бороться хочешь — так и скажи! Я тебе покажу кой-какие приемчики. Ты не думай, от меня все мальчишки в школе ревели! — похвасталась Тося, припомнив былые свои подвиги.
Она перехватила Верин взгляд — какой-то новый, обнаженно ласковый и чуть-чуть виноватый — и растерянно заморгала.
— Иль ты чего другое удумала? — заподозрила Тося неладное и в упор уставилась на смутившуюся вдруг Веру.
— Глупая ты еще… — тихо сказала Вера, нашарила рукой книгу и отвернулась к стене.
Анфиса в книге — персонаж трагический. Ее история хороша своей обыкновенностью, хоть и выглядит местами наставлением для легкомысленных девиц — но это моё мнение, а я родилась на полвека позже, когда на дворе уже разгулялся феминизм. Еще читателям из 21 века не понять, насколько была хороша собой эта кошка, не прочувствовать то впечатление, которое она производила, — сейчас много красивых людей.
Анфиса язвительна, капризна, склонна к дешевым манипуляциям и не верит в любовь. С девчатами не дружит, потому что слишком рано узнала, насколько она красива и укрепилась в своем превосходстве. Тосю она обзывает «Пушкиным в томате» и говорит, что у той вульгарные ноги. Веру и Надю побаивается, Катю не замечает. В фильме Анфиса изображена общительной и легкомысленной, в книге — самой натуральной шлендрой. Она спит с Ильей и спала еще с кем-то в поселке, она сделала аборт у знахарки и теперь не может иметь детей. Когда появляется технорук, она влюбляется в него — впервые, настоящей, горячей, щедрой любовью — но благородно решает уехать прочь от него, чтобы не портить ему жизнь, ведь Вадим очень любит детей.
Очень эффектный момент: когда Илья дарит Тосе часы, она отказывается, и он в сердцах разбивает подарок. В книге это происходит ровно после Анфисиной исповеди — о своем бесплодии та рассказала только Тосе перед тем, как сбежать. Тося понимает, что отцом того ребенка, скорее всего, был Илья. Она про себя обвиняет его в том, что он загубил жизнь Анфисы.
Если бы эту историю экранизировали бы в таком виде, тоже было бы хорошо. Но вряд ли цензура пропустила бы. Пороки-с, не положено гулящую женщину да на большой экран.
Крылатые фразы
Из-за того, что автор книги был автором сценария, все яркие моменты в фильме взяты из книги дословно — и это кайф.
Все встречные ребятки столбенеют, а какие послабей в коленках — так и падают, падают, сами собой в штабеля укладываются!
Теряя последнее свое терпенье, Илья снял пальто и кинул его Филе. И тут же, перевыполняя Тосины требованья, он швырнул вдогонку пыжиковую шапку, до самого верху поднял на лыжной куртке застежку-«молнию», причесался пятерней и, уверенный, — что теперь уж Тосе придраться не к чему, приглашающе протянул ей руку.
— Так вот! — торжественно объявила Тося, оглядывая сбежавшихся со всего зала лесорубов. — С такими… — она приподнялась на цыпочки и помахала пальцем-крючком перед носом Ильи, — я не танцую, понятно?
Кстати, этой выходкой Тося страшно уронила авторитет Ильи: все остальные девчонки тут же отказались с ним танцевать.
— Ох и мастерущий вы, Ксан Ксаныч! — похвалила Тося, обводя пальцем полумесяц.
—Ты что, трактор, чтобы тебя испытывать? Никогда я тебя не прощу, спорщик ты… Бабник! — припомнила Тося все прежние свои обиды. — Ненавижу тебя, не-на-ви-жу!
Здесь в фильме у Тоси появился очаровательный малоросский акцент.
— Девы, теплынь на улице, прямо весна! Там такое гулянье развернулось… А вы чего тут секретничаете?
— Тебе не понять, — строго сказала Тося.
— Это почему же? — обиделась Катя. — Кажется, не глупей тебя!
Тося пожала плечами:
— Ум тут ни при чем… Счастливая ты, Катька, а счастье глаза застит.
Одной спокойней, правда, мама-Вера? Хочу халву ем, хочу пряники!
И много-много других любимых моментов.
«…Письмами от любимого мужа печки топят…»
«…Теперь вижу, что есть она настоящая любовь…»
И так далее.
Вопросы с ответами и без
❓Что случилось с порванным билетом в кино?
Когда девчата не пускали Тосю в клуб с Ильей, Надя порвала ее билет. Но позже мы увидели, как Тося беспрепятственно вошла в клуб. В книге объясняется, что она купила еще один билет.
❓Какое варенье было на бутерброде у Тоси?
Анфисино. Больше ничего не известно.
❓Почему на танцах в клубе танцуют два парня?
Когда нам впервые показывают танцы, то на танцполе в паре кружатся два вполне взрослых парня, хотя у стены жмутся одинокие девчонки. Как так вышло? Это какой-то неизвестный современному человеку культурный момент? Парням очень хотелось танцевать, но давать девчонке надежду на продолжение не хотелось? В фильме не хватило женской массовки? Загадка.
Послесловие
Мы, люди 21 века, многого достигли.
У нас есть пластическая хирургия, косметология, тонны косметики и доступной одежды, тренинги женственности — у нас любая Надежда воспрянет красотой. А если не воспрянет, то сможет заняться бизнесом, обучиться любой профессии, завести собаку, блог, уехать путешествовать…
Для Тосиных детских травм работают психотерапевты или, если угодно, священники.
У нас есть контрацепция, чтобы любая Анфиса могла веселиться, как ей вздумается. И есть антибиотики, легальные аборты и ЭКО, чтоб, если веселье все-таки повернуло не туда, Анфиса могла бы иметь детей.
Одинокой и разочарованной мамой-Верой теперь быть не стыдно (и даже поощряется). И уж точно не стыдно быть обычной счастливой Катей.
Но проблемы, которые не давали тем девчатам житья, никуда не исчезли.
Лишь чуть-чуть изменили свой вид.
Неужто и впрямь времена всегда одинаковые?
Ай, стоп! Это уже из другого фильма…
8/10
Душевно