«Порочная королева»
Элисон Уэйр
Азбука-Аттикус, 2021
Перво-наперво, в этой книге королева вовсе не порочная, а бестолковая. Но «порочная» лучше продается, правда?
Все королевы
Королева №1
Королева №2
Королева №3
Королева №4
Кэтрин Говард стала пятой женой Генриха VIII. Она дважды влипла в интимные отношения до брака с королем, и один раз — во время. Из-за этого закончила свою короткую жизнь на плахе, как Анна Болейн, опороченная летописцами и жалкая. Еще и утянула за собой целую толпу народа: кого-то — на плаху, кого-то — в Тауэр на пожизненное. Бедная маленькая глупышка, она так любила драгоценности, меха и платья, была так покладиста, доверчива и добродушна, что Генрих называл ее своей розой без шипов и порывался отменить ее казнь. Король к своему пятому «разводу» размяк, как картон под ливнем.
В испанской хронике говорится, что Кэтрин с эшафота сообщила, что «умирает королевой, а хотела бы женой Калпепера». (По убеждению Уэйр это вранье). А Калпепер, ее любовник, слыл насильником и убийцей. Бестолковая.
Если бы она сказала дознавателям, что одна из ее связей до замужества была больше, чем романом, — романом с помолвкой, то их брак с Генрихом признали бы недействительным и она смогла бы сохранить себе жизнь. Но никто не подсказал, а сама она… Бестолковая.
Ее способ предохранения от нежелательной беременности то ли уксусом, то ли лимонным соком за те сто ночей с любовником выжег ее нутро и привел к череде выкидышей уже в замужестве. А может выкидышам были иные причины… Бестолковая… Генрих 8 ведь до последнего мечтал о наследнике.
Жалко ее до невозможности, жальче, чем блистательную Анну Болейн. Та была умна и влиятельна, а эта… Бестолковая!
От дела Кэтрин Говард в веках остался целый ворох свидетельских показаний. Элисон Уэйр выстроила их хронологически и теперь утверждает, что кроме беллетризации исторических источников, в этот роман не добавила ничего от себя.
Еще я обиделась на историю от имени Анны Клевской. Кэтрин Говард, вероятно, обладала каким-то особым шармом, наивной прелестью порочного ребенка… Потому как даже на карамельных и комплиментарных портретах сестер Бальбуссо (они осовременили портреты Гольбейна) видно, что нос у Говард, ей-богу, ничуть не меньше, чем у четвертой жены Генриха, а черты лица отнюдь не изящны и не миловидны. Веки такие же тяжелые, взгляд сонный… Так почему Клевскую называли кобылой, а Кэтрин Говард — милашкой?
5/10 книга хорошо отвлекла от реальности
В моей реальности в тот момент точками У обстреливали пригород