Структура современной русской литературы

Господа читатели, классификация по жанрам мертва. Все пишут на стыках и в междужанрье: в детективе может быть фантастический конец, а в фантастике – Навальный и Бузова. Поэтому, чтобы вникнуть в структуру современной литературы, проще посмотреть, где авторы нынче публикуются. И где их читают.

Лютый самиздат и прода

Author.today, Литнет, Призрачные миры…

Прода – жанровая проза, публикуемая по частям – сытный хлеб для издательской площадки, и она напрочь вытеснила печатные романы в мягких обложках, которые читают в больницах и в туалете – теперь мы сидим и лежим там со смартфонами. Сами площадки с продой до недавнего времени были призраками для государства и литературного мира, пока не пришел ковид. Когда самоизоляция подорвала оффлайн-дистрибуцию, классические издательства ломанулись продавать электронные книги и вдруг заметили, что ниша давно и прочно занята – тут вышли под софиты эти герои во всем блеске, и от их триумфа желчь разлилась по фейсбуку.

Авторы публикуют свое добро или бесплатно для привлечения внимания, или за деньги, или по подписке – и здесь можно заработать очень приятные деньги, от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч в месяц.

У таких площадок есть внутренняя реклама за пару рублей, своя читательская аудитория, удобные инструменты для раскрутки. Топов и победителей конкурсов могут ангажировать маленькие классические издательства бывших союзных республик.

Из недостатков: очень агрессивная для автора среда, адская конкуренция и неловко говорить, кто твой издатель. Потому что там ну очень много совсем неловкой графомании…

Самиздат с ISBN-ом

Ridero, Литрес.SelfPub…

Здесь красиво и высокотехнологично. Здесь публикацией занимается искусственный интеллект, а за деньги можно дополнительно получить корректора, редактора, дистрибуцию, перевод на другой язык, место на большой книжной выставке – но очень дорого (есть очень хороший баннер за 88000 рублей, возьмете?).

Они публикуют и продают электронные (и печатные) книги целиком, уведомляют о публикации Российскую книжную палату и, если вам надо, крупные библиотеки России. Они заключают договор, но не отбирают у автора права и у них при должных умениях в раскрутке можно взлететь ввысь – в топах продаж пасутся АСТ, Эксмо, Время и еще кто-то. А вот удержать автора от контракта с классическим издательством, уговорить его остаться на независимой площадке, они не могут. Нечего предложить.

Здесь сиднем сидят лентяи, которые, опубликовав книгу, смиренно ждут известности. Иногда мучают менеджмент, почему их несомненно гениальные книги до сих пор не скупили все русскоязычные пользователи.

СС

Любые классические издательства или отдельные их редакции…

И социальные сети!!!

Чтобы попасть в эту категорию, надо иметь хорошие тексты и не меньше 10 тысяч подписчиков в какой-нибудь соцсети. Издательство издает автора на бумаге и электронно, подписчики скупают тиражи. Издательство номинирует книгу на премию, автор не проходит дальше лонг-листа, подписчики голосуют и обеспечивают автору приз зрительский симпатий и ощущение, что он в шаге от успеха. Приятное, наверно, ощущение…

Витрина

РЕШ и прочие…

Это бумажные книги и международные выставки, это большая литература. Как сюда попасть, никто у нас, на дне, не знает. Это витрина, здесь тексты для интеллектуалов, которые звенят своим междустрочьем:

– Русская литература жива! Жива, вы слышите?! Запах? Какой запах? А, запах! Это по соседству российское кино разлагается…
Это я от зависти.

О структуре современной русской литературы серьезно – в этом видео.