Можно ли вставить название бренда в текст художественного произведения? Авторы обычно говорят радостное “да” или “ачотакова?”. Знаменитым за это платят, поэтому неизвестные над этим редко задумываются.
Но, оказалось, всё не так просто. Оказалось, что упоминание бренда в книге – это вроде взрывчатки без таймера. В смысле, вставишь – и неизвестно, когда рванет. Потому что теоретически бренд в любой момент может потребовать прекратить незаконное использование товарного знака (вероятно, если им не понравится контекст), а это значит, что придется снять книгу с продажи и переписать.
Особенно по этой части лютуют высокотехнологичные товарищи. “Эпл” в искусстве хочет ассоциироваться только с хорошими ребятами. “Яндекс” не разрешает использование своих брендов вообще, видимо, на всякий случай. То есть если мой герой едет пьяным в Яндекс.Такси, его тошнит на Яндекс.Навигатор, и герой по ходу отмечает, что навигатор, как обычно, подвисает – за это вполне можно получить ноту протеста.
Поэтому в любом случае перед публикацией автору следует списаться с пресс-службой компании.
Мне тоже довелось столкнуться с брендами. Первый раз – описывая в ШМдКЛ мыльную субкультуру, на которую левым локтем опирается сюжет – и брендов там собрался целый пучок. Второй раз – при создании новогоднего сборника детективных рассказов.
SOOQA-кейс
По сюжету “Шести минут до конца лета” мне пришлось бы упомянуть не менее десятка косметических брендов: от крошечных итальянских мануфактур до самых известных, принадлежащих Unilever – и за каждый можно было получить по шапке. Поэтому я выбрала только один российский бренд, маленькую компанию, где есть возможность достучаться до тех, кто принимает решения. Плюсом шла ультрасексуальная маркетинговая стратегия бренда, выпуклая и красочная, с ём(б)кими названиями косметических единиц. Они подходили идеально к седьмой части ШМдКЛа.
Итак, SOOQA – это мыльный бренд из Красноярска. Сначала я списалась с хозяином в директе Инстаграма, но юристы посоветовали использовать электронную почту – неизвестно, кто отвечает на сообщения в соцсетях и имеет ли он право что-то мне разрешать.
Перед самой публикацией я написала Sooqa.Store по почте.
Здравствуйте.
В мае 2020 я вела переписку в Инстаграме с аккаунтом sooqa.likeblog по поводу упоминания бренда SOOQA в моей новой книге. Тогда я получила согласие. Книга готова, вокруг бренда, как мы и договаривались, исключительно приятный контекст, но я прошу вас подтвердить ваше разрешение в ответе на это письмо (юристы попросили). Если вы передумали, то еще есть возможность все переиграть.
Мой Инстаграм – @artpotreb
Спасибо.
В ответном письме у меня попросили отрывок с упоминанием. К счастью, уже была готова корректура.
Отрывок понравился, мне дали добро на публикацию, а на следующий день попросили фото обложки и ссылку на книгу, чтобы запостить в паблике. В паблике любителей дизайнерского мыла с аудиторией 16К. 0,2% аудитории перешли по ссылке, четверть из них прочитала бесплатный фрагмент. Продаж не вышло, но получилась паблисити.
ГДЕ КУПИТЬ КНИГУ?
Читай-город (печатная, 929 руб.)
Буквоед (печатная, 929 руб.)
Ридеро (печатная, 741 руб.)
Призрачные миры (электронная, 93 руб.)
Декабрист
Я списалась с хозяином белгородского паба «Декабрист» в Инстаграме – времени выдумывать интерьер места преступления не было (желания тоже, рассказ был учебным). Хозяин уточнил, не умрет ли жертва от отравления крафтовыми напитками из бара, я ответила “Нет, убийца принесет яд с собой”, и он дал добро на упоминание.
Но в процессе написания рассказа во мне проснулся мой внутренний панк и блеванул в текст прошлогодним оливье: один из персонажей засунул себе ключ от двери бара в задний проход. Пришлось себе признаться, что ни один хозяин заведения такого самоуправства не одобрит. Но вместо того, чтобы вытащить ключ из героя, я сменила название паба. Ведь искусство — прежде всего.