Writer's Block

Как преодолеть писательский кризис

Как преодолеть писательский кризис?
Всё просто.
Используем простую и действенную модель НУПСА и не сбиваемся с пути. Модель подробно описана в книге Мартина Селигмана «Как научиться оптимизму».

НУПСА — это аббревиатура, где

Н — НЕПРИЯТНОСТЬ. Ею может быть что угодно: негативный отзыв, отказ от издательства, провал на конкурсе или просто ступор. Что-то, что произошло.
У — УБЕЖДЕНИЕ. Интерпретация неприятного события. Здесь мысли по поводу неприятности. «Я не компетентен», «Я плохо пишу» и т.д. Это привычные наши негативные убеждения, которые мозг воспроизводит автоматически. Они выросли из старых конфликтов, родительского осуждения, критики учителей, даже вспышек ревности наших возлюбленных. Но поскольку они исходят сейчас от нас самих, мы относимся к ним, как к истине. Ведь мы для себя — самый доверенный источник.
П — ПОСЛЕДСТВИЯ. Это чувства, которые мы испытываем после неприятности, и действия, которые эти чувства за собой повлекли. Например, «Я разозлился и бросил работать над текстом».

В экспериментах Селигмана с собаками, чтобы «вылечить» животных от выученной беспомощности, ученые насильно перетаскивали их через перегородку с половины, где пол бьется током, на половину, где безопасно. Наши убеждения (У) для нас — это такая же перегородка, стена, через которую надо научиться себя перетаскивать. Первый способ — отвлечься от негативных мыслей. Он нужен, когда ситуация срочная и напряженная, и посыпать голову пеплом некогда. Тогда надо себя просто резко оборвать. «Я подумаю об этом завтра» и всё. Или щелкнуть себя резинкой по запястью.

Второй способ — это оспаривание. И здесь появляется надстройка СА.
С — СПОР — оспаривание наших убеждений (У). «Я хорошо пишу, просто был не в лучшей форме», «Плохой отзыв — это, конечно, не очень, но ведь в глаз не плюнули!» и т.п.
А — АКТИВАЦИЯ — чувства, которые появились после хорошего спора с самим собой, и действия, которые эти чувства за собой повлекли. «Я со смехом закрыл страницу браузера и мне стало чуть лучше», например.

Цепочки НУПСА просто так не выстраиваются, здесь нужна привычка и общая склонность к рефлексии. Но можно потренироваться, открыв «Как научиться оптимизму» на странице 405 или прямо сейчас. Я опишу пять обычных для независимого автора переживаний (может, для «зависимых» они тоже обычные, я не в курсе) и попытаюсь поспорить сама с собой.

Цепочка №1
Н: «Я подал заявку на конкурс. По правилам конкурса книга, пока ее рассматривает жюри, недоступна для редактирования. Так вот, моя книга стала доступна уже на следующий день!».
У: «Я настолько плохо пишу, что меня никто не читает дальше первого абзаца. Я думаю, мне стоит перестать этим заниматься».
П: «Я почувствовал злость, отчаяние и желание немедленно изъять все свои книги из публичного доступа, дабы не позориться».
С: «Тексты, поданные на конкурс, читает не жюри, а ридеры. Ридеры читают быстро. И я ведь не знаю, какие указания даны ридерам, по каким критериям они пропускают или не пропускают книгу дальше. Сколько произведений, прославивших впоследствии своих авторов, вообще не участвовали ни в каких конкурсах?!»
А: «Я почувствовал себя лучше, стер черновик гневного поста в соцсети, закрыл браузер и пошел наблюдать за воробьями. Пишу шутливый очерк об их жизни. В почту упало уведомление еще об одном конкурсе».

Цепочка №2
Н: «Я получила негативный отзыв, где мой роман назвали банальщиной, а меня — говорящей задницей!»
У: «Я — банальная говорящая задница! Моя жизнь кончена! Творческая уж точно!»
П: «Я почувствовала себя глупой и стерла свой новый рассказ».
С: «Может, человеку, оставившему отзыв, мешали читать, два часа толкая в метро. Или пытались сесть на плечо в автобусе. Я не знаю, что руководило этим человеком, когда он писал эти обидные слова. Может, им руководил злыдень — маленький чертик, живущий за печкой в украинской избе».
А: «Представив себе злыдня, я рассмеялась и отписала: «Кто обзывается, тот так и называется (с)». Напряжение немного рассеялось, к утру следующего дня исчезло совсем».

Цепочка №3
Н: «Я сижу всё утро, не написано ни строчки!»
У: «Я бездарность. Талантливые люди пишут сходу и запросто».
П: «Скомканный чистый лист улетел в корзину, а я — в алкомаркет».
С: «Никто никогда ничего не делает запросто. Да, бывают моменты озарения, когда всё ясно-гладко и в голове, и на бумаге — но они бывают у всех, не только у гениев. Да и талант, вернее, его наличие или отсутствие — вещь спорная. Но вместо споров, может, лучше описать шляпу вон того наркомана? Он с ней целый перформанс устроил».
А: «В алкомаркете куплены сосиски, лимонад и бутылка санкционного ликера на Новый год. Сижу, пишу».

Цепочка №4
Н: «На тренинге коллега, такой же независимый автор, как я, свысока раскритиковала каждое предложение в моем рассказе. И крайне высокомерно отписалась, что ничем больше не может мне помочь».
У: «Я не вынесу критики. Я слабая. Мне нечего делать в такой высококонкурентной среде. Я не справлюсь…»
П: «Моя гордость была уязвлена, моя решимость стать лучше раздавлена».
С: «А тебе понравился ее рассказ? Нет. Претенциозный и пустой. Молодец, что не сказала ей об этом, иначе выглядела бы злобной дурой, как она сейчас. У тебя хватило ума понять, что твоей компетенции недостаточно для настоящей критики таких же, как ты. И потом, ты уверена, что она не сумасшедшая со справкой? Говорит, что давно живет в Сан-Франциско, но почему-то называет Кремниевую долину Силиконовой…»
А: «Я обратила внимание на то, что все остальные коллеги высказались корректно и сдержанно. Настрой мой выправился».

Цепочка №5
Н: «Нет денег на рекламу. Я умру в безвестности».
У: «Успеха добиваются те, у кого хороший старт: семейные деньги, завидное образование, связи или умение их заводить. У меня нет ни того, ни другого, ни третьего, ни четвертого. Мне нужно другое дело жизни. Здесь у меня надежды нет».
П: «Стало грустно. Беспросветно. Безнадежно. Все мои книги теперь сняты с продажи, все равно их никто не купит».
С: «Лучшая реклама — это сарафанное радио. Блестящую книгу читатели сами сделают культовой. *голосом искушающего диавола* У тебя будет фэндом, это круче продаж, круче денег, круче секса и героина. У тебя будет их любовь. Напиши что-нибудь задорное, напиши что-нибудь, что полюбят».
А: «Моя голова раздулась от величия, мое состояние близко к экстазу, моя клавиатура дымится. Главное в жизни — это удовольствие от того, что ты делаешь!»

Цели выстраивания таких цепочек:
а) научиться спорить с самим собой и не привлекать к этому спору других людей (другие люди вечно говорят не то, что нужно))
б) довести оспаривание (С) до автоматизма. И тогда негативные мысли вообще не будут задерживаться в голове. Кризисы веры в себя отойдут в прошлое. Навсегда.